воскресенье, 19 апреля 2015
Ездили вчера на дачу. Все там убрали на участке, весь мусор подснежный вывезли. Стало так красиво! А сегодня шел снег. Вот теперь думаю - может, я поторопилась? Все-таки эти листья чего-то там прикрывали... Что за погода, хрен поймешь. Надоело.
Хотела написать большой пост про то, как я люблю Расторгуево. Потом подумала - зачем? Я знаю, что я его люблю, и оно это знает, и этого достаточно. Лучше я оставлю здесь для себя информацию про тарычевскую церковь. Я и не знала, что она такая древняя, и у нее такая богатая история! Я помню ее в руинах, помню, как восстанавливали ее. Сейчас - красавица. На кладбище рядом с этой церковью похоронены родители и брат моей свекрови, и еще фигова туча родственников in law, степень родства с которыми я затрудняюсь определить. Так что, можно сказать, отеческие гробы...
Послала Johnny ссылку на сайт с историей церкви. Ноль эмоций. Неинтересно. Ну ладно, люди разные.
Вот ведь забавно - всю жизнь я думала, что люблю Расторгуево потому, что люблю Johnny. Но сейчас я не люблю Johnny... потому что он не любит Расторгуево.
Вот так вот.

храм Рождества Божией Матери в ТарычевоВ 1627 г. Тарычево - деревня, незадолго до этого здесь была пустошь, поместье стольника (1627-1640), князя Ивана Петровича Львова, который в 1632 г. выкупил Тарычево в вотчину. В 1646 г. ею владела вдова князя, Дарья.
В 1663 г. Тарычево перешло к их дочери Марии, вышедшей замуж за стольника (до 1658 г.), с 1657 г. тобольского воеводу, князя Алексея Ивановича Буйносова-Ростовского. Во втором браке она была за ближним боярином, входившим в окружение царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича, Богданом Матвеевичем Хитрово (1615-1679). Он начал службу в 1637 г. стряпчим (посылался по мелким поручениям) и ухабничим (стоял на запятках царских саней). С 1647 г. - воевода, с 1648 - окольничий. В 1653 г. - посол в Польшу, с 1661 г. - оружничий, дипломат, с 1668 г. - боярин, стоял во главе Золотой и Оружейной палат. В 1678 г. - дворецкий.
В 1678 г. по построенной деревянной церкви Рождества Божией Матери Тарычево стало называться "с. Рождественское на р. Обитце". Марья Ивановна пережила и второго мужа, она отдала село племяннице, Агриппине Степановне, вышедшей замуж за князя Ивана Никитича Урусова.
В 1703 г. селом владел князь Фёдор Юрьевич Ромодановский (1640-1717). Он служил комнатным стольником Петра I, был (по отзыву царя) "человек зело смелый к войне" и в 1678 г. разбил под Чигирином Каплан-пашу и крымского хана. Возглавляя Преображенский приказ, Ромодановский расследовал все дела о государственных и политических преступлениях, дознания вёл с исключительной жестокостью. Во время казней мятежных стрельцов он лично рубил им головы и вешал за рёбра. Надзирал за заключённой в Новодевичий монастырь в 1689 г. царевной Софьей. Пользуясь полным доверием Петра, он обладал огромной властью. В его ведении находились Сибирский и Аптекарский приказы, снабжение армии, он наблюдал за литьём пушек и бомб. В 1697 г. во время Великого посольства (в штате которого, под именем Петра Михайлова, был сам царь) Фёдор Юрьевич управлял государством, нося титул князя-кесаря (титул был потешный, придуманный царем Петром, но шутить с Фёдором Юрьевичем никто не решался), обращаться к нему должно было "Ваше Величество", так в письмах его называл и сам царь. Фёдор Юрьевич имел право входить в кабинет Петра в любое время без доклада. В домашней жизни был строг, соблюдал старорусские обычаи. В записках современника, дипломата Куракина, приведена такая характеристика: "видом аки монстра", нравом коварен, злобен и "пьян во вся дни". Эту характеристику подтверждает и письмо Петра, в котором он только один раз позволил себе обратиться к князю-кесарю как к холопу: "Зверь! Долго ль тебе людей жечь?.. Перестань знаться с Ивашкою (Хмельницким, то есть пьянствовать). Быть от него роже драной!". В следующем письме к князю-кесарю Пётр снова именует себя "холопом государским".
С царём Ромодановский состоял в родстве, его сын Иван Федорович (ум. 1730) был женат на сестре жены царя Иоанна V, Анастасии Фёдоровне Салтыковой. Этот сын потом и владел селом. Он был прямодушным, кротким, добродушным человеком, придерживался старинного образа жизни, очень любил охоту, у него были прекрасно обученные ястребы и кречеты. Он унаследовал звание князя-кесаря и был награждён высшим орденом Российской империи - Святого Апостола Андрея Первозванного. По смерти отца Фёдора Юрьевича Пётр I обратился к сыну с письмом: "Как словесно Вашему Величеству били челом, так и письменно доносили, дабы благоволили дела приказу Преображенского принять так, как блаженной памяти отец ваш управлял". Иван Фёдорович смягчил нрав своего ведомства, применял пытки только в крайних случаях. С властью, далеко превосходившей губернаторскую, он управлял Москвой до 1724 г., когда попросился в отставку, чувствуя, что служба становится ему тяжела. Но в 1727 г. ему пришлось вернуться: император Пётр II назначил его генерал-губернатором Москвы, которая снова стала столицей империи. В 1729 г., при полном изнеможении, Иван Фёдорович попросил отставки. С его смертью прекратился род князей Ромодановских.
Его единственная дочь Екатерина Ивановна (1702-1791) вышла замуж за вице-канцлера, графа Михаила Гавриловича Головкина (1699-1754) и в 1741 г. сопровождала опального мужа в вечную ссылку на Колыму. Императрица Елизавета присылала сказать, что Екатерина Ивановна непричастна к преступлениям мужа и сохраняет звание статс-дамы и всё своё имущество, но ответом было: "На что мне почести и богатство, когда не могу разделять их с другом моим? Я любила мужа в счастии, люблю его и в несчастии и одной милости прошу, чтобы с ним быть неразлучно". Проведя 14 лет в Собачьем Остроге (позже Среднеколымск), после смерти мужа она привезла его тело через всю страну, чтобы похоронить на родине, в Москве. Екатерина II возвратила кесаревне несколько тысяч душ крестьян из конфискованного имения. Усадьба в с. Тарычево была отстроена Екатериной Ивановной в 1760-1780-х гг.
Ныне существующий каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы возведён в 1765 г. на месте деревянной церкви. В то время в селе были одноэтажный деревянный усадебный дом и регулярный сад.
Вся Москва бывала в гостиной Екатерины Ивановны, где на почётном месте, в кресле, сидела старушка в платке и простом русском платье - горничная, сопровождавшая кесаревну в Сибирь и ставшая ей, по выражению самой Екатерины Ивановны, как сестра. Каждый день Екатерина Ивановна молилась в Георгиевском монастыре на могиле мужа. 20 мая 1791 г. графиня Головкина отошла ко Господу, московские бедняки потеряли в ней благодетельницу и кормилицу.
Владение перешло к А.А. Козловой. В начале XIX в. усадьба принадлежала Соймоновым, тогда был посажен липовый парк, устроена система прудов, в формах классицизма переделаны жилые и хозяйственные постройки. В 1819 году, при помещике А.А. Соймонове, интерьер храма ремонтировался и поновлялся - был вызолочен иконостас, обновлены иконы, выкрашены стены.
В конце XIX в. усадьбу приобрёл потомственный почётный гражданин, московский 1-й гильдии купец, совладелец торгового дома "Д. и А. Расторгуевы" (крупная чайная фирма), Дмитрий Алексеевич Расторгуев. Он построил церковно-приходскую школу, конюшню и манеж, которые (а также флигель) сохранились до нашего времени.
В начале 20-го века имение принадлежало барыне Расторгуевой. В то же время в Тарычёво несколько раз приезжал Фёдор Иванович Шаляпин. Целью его приездов была церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она обладала замечательной акустикой, и величайший русский бас с удовольствием пел на её клиросе.
В 1939 г. храм был закрыт, частично разрушена главка над алтарём, утрачены завершения колокольни и куполов храма. Бесценные, намоленные несколькими поколениями русских людей иконы были варварски сожжены. Драгоценные серебряные оклады и роскошную храмовую утварь разграбили.
С момента закрытия храма до момента его возвращения Русской Православной Церкви (в 1990 г.), в храме находился склад декораций и конечно ни о каком ремонте или реставрации не могло быть и речи. Храм был возвращён верующим в полуразрушенном виде. Из церковных построек до наших дней сохранилось здание церковно-приходской школы, в которой в настоящее время находится сельхозлаборатория.
С 1992 года храм стал восстанавливаться. Были восстановлены утраченные и разрушенные купола, восстановлена и перекрыта практически отсутствовавшая крыша, восстановлена полностью разрушенная колокольня.
В течение 10-ти лет храм просушивался т.к. из-за отсутствия крыши кладка была промочена до аварийного состояния. В настоящее время, полностью отреставрирован и расписан алтарь, проведены множественные восстановительные работы по храму и по храмовой территории, возведён новый иконостас, установлено газовое отопление, построена кирпичная изгородь, завершено строительство дома церковного причта, благоустроена территория, открыт фонтан и зона отдыха, планируется сооружение детской площадки.
Также на территории храма построена деревянная часовня в честь свт. Николая Чудотворца в которой совершается таинство крещения и оборудован баптистерий для крещения взрослых.